Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация базовых принципов композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе как средство развития художественной культу

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. В содержание преподавания предмета «изобразительное искусство» в начальной общеобразовательной школе входят эстетическое восприятие действительности  и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.

Основную цель своей работы в качестве учителя изобразительного искусства вижу в развитии у младших школьников художественного вкуса, эстетического восприятия окружающей действительности, фантазии, творческого мышления, пробуждении у них интереса к изучению приемов и методов индивидуального и коллективного поиска оригинальных решений.

Работая по теме «: я разработала структуру учебно-творческих заданий, которая содержит, как разно-уровневое, так и дифференцированное обучение. Чтобы мы не рисовали, всегда в первую очередь встают вопросы композиции. У  композиции есть свои законы, правила, приемы и средства, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею  в форму художественного произведения, передать основной замысел, идею наиболее ясно и убедительно.  Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки. Но не всегда, получается, выделить основные действующие лица  и подчинить их все сопровождающие детали, а это также является важным законно композиции.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.

Композиция – означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером и назначением.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Открытую композицию не следует перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а сделать уходящим за  пределы рамы. Основные направления линий из центра.

В композиции важно все –  масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтом, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точки зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и  жесты героев, формат и размер произведения.

Основные закономерности построения художественного произведения – это правила, приемы и средства композиции. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамического.

Отсюда вытекают правила композиции:

– ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

– части не могут меняться местами без ущерба для целого;

– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

К композиционным правилам относятся: передача движения (динамики), покоя (статистики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу режима, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Структура учебно-творческих заданий, используемых на уроках, содержит возможности как для разноуровневого, так и для дифференцированного обучения.

Образец учебно-творческого задания:

1. Выполните реалистическую или абстрактную композицию, состоящую из двух рисунков. В одном из них передайте плавное движение, используя спокойные ритмы, гармоничные отношения, округлые линии. А другом – резкое движение, быстрое, основанное на столкновении, пересечении форм, использование ломаных линий и диаграмм.

2. Заполните лист бумаги какими-либо контурными изображениями птиц, рыб, цветов, листов, фигур людей так, чтобы они не пересекались между собой. Раскрасьте получившийся рисунок в соответствии со своим настроем, используя контрастные сочетания цветов.

3. Выполните серию упражнений, используя различные способы выделения композиционного центра (сгущение и разряжение элементов, контрасты цветов, тональный переход к темному).

4. Выполните абстрактную композицию разнообразными художественными материалами на тему: «Музыкальные ритмы», «Движение», «Покой», «Фантазия» (по выбору).

5. Выполните серию упражнений, в которых линии, пятна, силуэты сгущаются и разрежаются.

6. Из одних и тех же фигур (абстрактных) создайте две композиции (уравновешенную и неуравновешенную) и расскажите о ходе ваших размышлений.

7. Выполните серию упражнений по созданию композиций из линий, пятен, точек, геометрических и растительных элементов с использованием перспективы.

8. Нарисуйте динамическую композицию «Ветер», «Ритмы города», «Волны». Можно сделать живописный и графический варианты каждой картины.

Система учебно-творческих заданий по теме «Натюрморт»

1. Выполните серию эскизов натюрмортов, как бы в определенном настроении, любыми животными или графическими средствами. Это может быть натюрморт грустный, веселый, торжественный, задумчивый, важный, озорной.

2. Композиционными средствами передайте впечатление монументальности при изображении одного объекта (чайника, здания, дерева, человека, кота).

3. Нарисуйте чайный сервиз, вырежьте посуду, составьте несколько вариантов разнообразных композиций, закрепите клеем на цветном фоне, наиболее понравившийся вам вариант.

Система учебно-творческих заданий по теме по теме «Пейзаж»

1. Выполните серию упражнений по применению перспективы в различных композициях (изменение высоты линии горизонта, точек схода, точек зрения и т.п.), используя разнообразные форматы бумаги.

2. Выполните серию упражнений по построению композиции пейзажа в нужном освещении: «Утро», «День», «Полдень», «Сумерки», «Вечер».

3. Выполните композицию с передачей общего настроения «Печаль», «Страх», «Радость», «Праздник», «Беспокойство». Это может быть коллаж с использованием репродукции из журналов.

Система учебно-творческих заданий по теме

 «Декоративно-прикладное искусство»

1. Нарисуйте орнамент на прямоугольной форме (платок из Павловского Посада, русские изразцы и др.), используйте разнообразные композиционные варианты размещения орнамента.

 2. Выполните эскизы декоративного украшения ковров прямоугольной формы,  используйте для этого геометрические и растительные элементы, располагайте их по различным композиционным схемам на основе традиций искусства ковроткачества народов России.

3. Выполните варианты декоративного оформления тканей, книг упакованной бумаги с использованием различных композиционных схем линейного и сетчатого орнамента. Используйте гармоничные цветовые сочетания, контрасты и нюанса цвета.

4. Составьте декоративную композицию из разнообразных по форме объектов (букв, цифр, геометрических фигур, листьев, цветов, бабочек, фигур людей, силуэтов животных), таким образом, чтобы промежутки между объектами тоже напоминали по форме эти объекты. Для такой композиции лучше использовать два контрастных цвета.

5. Составьте декоративную тематическую композицию «Веселый хоровод» с использованием только двух цветов.

6. Выполните декоративно композицию «Сказочные звери» (эскиз витража) с применением только трех цветов.

7. Прочитайте сюжеты из библии: «Рождество Христово», «Моисей источает воду из скалы», «Давид, победивший Голиафа», «Иисус Христос и апостолы, а также легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима и выполните к ним иллюстрации, учитывая особенности симметрической и асимметрической композиции и других средств художественной выразительности.

Для выполнения творческих заданий учащиеся исполняют различные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные карандаши, цветную и тонированную бумагу. В своей работе использую такие формы работы: урок-игра, урок-беседа, урок-соревнование, урок-путешествие, интегрированные уроки, где на уроках прослеживается связь с музыкой, литературой, окружающим миром, историей, трудом.

На уроках использую разнообразные художественные материалы и техники:  пятно-гвардия, монотипия,  граттаж, мозаика, применение соли, манки, технику объемной аппликатуры, что  стимулирует детей к творчеству.

Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Школьные программы и практика литературного, музыкального и художественного образования далеки от  совершенства. На уроках эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство) эмоции играют гораздо более значительную роль, не меньшую, чем логическое мышление.

Наука исследует сам предмет, а искусство  исследует отношение  человека к предмету. «Воспринимающий», чтобы понять, что ему хочет сказать «передающий» должен как бы слиться с ним в единое эмоциональное целое. Этот закон художественного употребления определяет способности передачи художественных знаний.

Ни язык искусства, ни его история не являются еще сутью, содержанием искусства. Именно поэтому опасно их делать целью, а не средством преподавания, обучение, развитие в школе, где основная задача – формирование не профессионала, а человека. Со школьных лет надо открыть дорожку ребенку не к внешним, а к внутренним явлениям искусства, его эмоционально-нравственному, не только профессиональному, а именно к человеческому содержанию – опыту веков в формировании отношения человека к миру.

Итак, не просто грамота или история искусства должны быть сутью школьного предмета искусства. Не форма, а содержание, выраженное через форму, должно стать и подлинным содержанием предмета.

Художественно- эстетическое развитие детей  раскрывается через два взаимосвязанных и основополагающих элемента:

1. Увлечение искусством

Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформулирована не только потребность постоянного общения с ним, но не может вообще происходить подлинного общения с искусством.

2. Художественное развитие (культура)

Эта задача зашифрована в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:

1. Суть, содержания искусства

2. Язык искусства

3. Творчества

Суть, содержание искусства – это те жизненные проблемы, ради которых и существует искусство. Из века, в век человек выражая в искусстве свое отношение ко всем явлениям жизни. Через прекрасное – представление о добре, красоте поступков, дел; через безобразное – представление о зле. Через искусство и осознаются эти отношения.

 Через познание сути, содержание искусства в душе ребенка постепенно  формируется нравственно-эстетическая позиция, отношение ко всем явлениям  жизни – к природе, труду, дружбе, любви, Родине.

Язык искусства – это образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения.

Язык – это именно образный строй произведения, система, структура, метод использования этих средств. Хотя в основе всех этих языков лежат те же изобразительные средства: мнения, пятно, форма, пространство, цвет, пропорции.

Творчество – цемент. Вне творчества невозможно, немыслимо сути искусства  слиться с его языком и влиться в живое произведение искусства. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии. Поддерживаемая накопленным опытом и развитой фантазией, творческая способность предполагает острое воображение, то есть способность неясную идею,  мысль, чувство как бы увидеть «внутренним оком» уже осуществленной. Развитие этой способности необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Изобразительная основа художественного мышления проявляется во всех искусствах.

Возможности и функции этой формы самые тонкие и сложные. Здесь происходит эмоционально-образный анализ всех сторон реальной жизни, именно остроэмоциональное осознание характера отношений человека ко всей окружающей его среде, природы и обществу,  эмоциональный анализ всех многословных явлений и отношений с позиции нравственно-эстетического идеала среды, общества, класса. Добро, польза – как красота, гармония. Вред – как безобразность, дисгармония. Изобразительное искусство является мощной школой эмоциональной культуры и ее летописью.

Декоративно сфера мышления не занимается анализом человеческих отношений. Но зримо закрепляет, фиксирует их  в повседневной жизни.  Фиксирует декоративными знаками те отношения, которые формируются на  основе выработанного или вырабатываемого нравственно-эстетического идеала. Декоративная тенденция во всех искусствах в доведении нравственно-эстетического идеала до закрепления его в нормах и традициях. Отсюда особые возможности декора в искусствах, связанных с бытом, в декоративно-прикладных искусствах.

Искусство в свете этих основ (трех форм художественного мышления) понимается как одна из важнейших форм самосознания и самоорганизации человеческого коллектива, как выработанная за миллионы счет человеческого существования, ничем не  заменимая форма мышления, без которой человеческого общества не могло бы состояться.

Многопланово управления сфер художественного мышления, многоплановы их педагогические возможности.

Для ребенка изображение, укрепление и постройка выливаются в элементы конструктивности, изобразительности во всех видах современных пластически пространственных искусств.

Эти три формы художественного мышления в программе являются узловыми пунктами, которые помогут учителю раскрывать ребенку искусство как важнейшую сторону духовной жизни общества.

Для  претворения в жизнь этих принципов используется определенная методика, основой которой являются:

1. Единство восприятия и созидания на каждом уроке. Это обеспечивает цельность размышления и познания. Цель – дать материал для размышления, фундамент для понимания.

2. Постоянный диалог. Цель диалога учителя и ученика: размышление вслух, коллективное размышление о зрительном материале.  Формирование способности видеть за внешней формой явления его  содержание (развитие ассоциативного, образного мышления).

3. Создание на уроках «ситуаций употребления»: игровых моментов, помогающих ученикам увлечься темой урока. Это несколько иной момент, чем проблемное обучение, хотя оно тоже входит в метод игровых ситуаций, ибо вне диалога учителя с учениками никакая игровая ситуация невозможна.

4. Метод коллективных работ. С его помощью младшие школьники учатся общению между собой в творческом процессе. Этот метод дает очень много и в обучении, и в воспитании детей. И самое важное – язык искусства (практический и словесный) становится языком общения не только с учителем, но и друг с другом.

5. Домашнее задание на восприятие. Их  цель – соотносить полученные в классе значения, представления с окружающей ребенка жизнью вне школы. Искусство, таким образом, становится повседневным интересом ребенка, язык искусства – языком общения вне урока, вне школы.

Здесь путь к закреплению постоянного интереса к искусству.

6. Многократный показ зрительного материала по теме урока во избежание стереотипности работы и повышения активности размышления.

7. Использование слайдов в процессе приобщения учащихся и к природе, и к искусству. Преимуществом слайда является то, что художник-фотограф (учитель) уже прошел «полпути» от натуры к образному ее восприятию (вычленив главное) и облегчил ребенку видение образа, направил восприятие.

8. Работа доступными материалами в соответствии с психическим и физиологическим развитием (возрастом): гуашь, акварель. Работа «от пятна» в живописи,  дающая свободу пользования краской, кистью, пятном и линией, спасающая от «закраски по контуру».

Ознакомление на уроках с выдающими произведениями русского и зарубежного искусства помогает в воспитании интереса и любви к искусству, формированию эстетических потребностей. На своих уроках знакомлю учащихся с разнообразными стилями  и направлениями, обучаю основам  реалистического изображения, развиваю собственное творчество ребенка.

Именно триединство этих задач: развитие восприятия, обучение изобразительной грамоте и развития детского творчества – лежит в основе концепции преподавания уроков изобразительного искусства.

Применяю нетрадиционные материалы (скрепки, пуговицы, ленточки, веревки, крупы, цепочки, бисер, булавки),  а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т.п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.

Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединение нетрадиционных материалов.

Составляем несколько композиций, учитывая выразительные возможности симметричной и асимметричной композиций, способы выделения композиционного центра. Понравившийся вариант композиционного расположения закрепляем специальным клеем на жёсткой основе.

На таких уроках используются следующие упражнения:

1. Составьте несколько вариантов композиций  «Морской берег» из ракушек, камешков, водорослей, веточек и других материалов, каждый раз по-разному располагая и выделяя композиционный центр.

2. Составьте декоративную композицию из разнообразных текстильных материалов (ниток, верёвок, тесьмы, кружев и др.) с ярко выраженным ритмом.

Эти упражнения рассчитаны на проведение экспериментов, отработку навыков и умений, развитие художественного творчества.

Считается, что история человечества есть в значительной степени история  развития способностей человека к изобретательству, творчеству, совершенствованию различных технологий.

. Художественное творчество может и должно не только соседствовать с приобретением знаний и навыков, но и быть с ним очень прочно, повседневно связано. Знания, навыки и  творчество должны быть не самоцелью, а средством овладения языком искусства, чтобы через язык искусства воспринимать его художественную информацию..

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sc0rp1on=) (05.02.2012)
Просмотров: 3743 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0